Посольство Федеративной Республики Германия Проект "Дни Германии в российских регионах"

ГЛАВНАЯ  ОРГКОМИТЕТ  ДНЕВНИК  ФОТОАЛЬБОМ  ВИДЕО  ПРЕССА  ПАРТНЁРЫ
КОНЦЕРТЫ  СПЕКТАКЛИ  МАСТЕР-КЛАССЫ  КИНО  СЕМИНАРЫ  ВЫСТАВКИ  ВСТРЕЧИ  КОНКУРСЫ  НЕМЕЦКАЯ  КУХНЯ  КОНФЕРЕНЦИИ  ЭКСПОЗИЦИИ

Санникова Наталья Владимировна
кандидат искусствоведения, преподаватель
Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки

К вопросу об истории и перспективах изучения творчества К. Штокхаузена в России

     Нынешней осенью исполнилось ровно 20 лет со времени первого посещения нашей страны прославленным немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном (1928–2007). Передовые музыканты и музыковеды Москвы с нетерпением и трепетом ожидали визита этого автора, который приобрел широкую известность и стал признанным лидером послевоенного западно-европейского авангарда еще на заре своей композиторской карьеры. Пройдя более чем полувековой путь музыканта-профессионала, композитор ушел из жизни в статусе выдающегося художника современности, творчество которого во многих аспектах стало доминантным в судьбе Новой музыки.
     В 1990 г. проходил московский фестиваль «Музыкальная культура сегодня», в рамках которого состоялись пять авторских концертов К. Штокхаузена в клубе МГУ. Эти встречи с эпатажным композитором имели необычайный резонанс: «Участие в концертах автора обеспечило высокую степень аутентичности, которой Штокхаузен, постоянно работающий в тесном контакте с музыкантами, придает особое значение. И, конечно, огромное впечатление произвел сам композитор, буквально излучавший творческую энергию, обстоятельно и щедро делившийся своими идеями» [Савенко С. Дышать воздухом иных планет // Советская музыка. – 1990. – № 10. – С. 58]. Отечественная музыкальная общественность пережила всплеск интереса к творчеству Штокхаузена, изучение которого уже имело свою историю не только на Западе, но и в Советском союзе.
     Интерес музыковедов разных стран к деятельности композитора возник уже к середине 1950-х, с появлением его дебютных опусов. Первая монография о творчестве Штокхаузена была написана Вернером уже в 1963 г. и освещала некоторые аспекты деятельности Штокхаузена в период 1952-1960 гг. (Wörner H. Karlheinz Stockhausen. Werk+Wöllen 1952-1960. Rodenkirchen/Rhein, 1963). Невозможно обойти вниманием имя Михаэля Курца – авторитетнейшего биографа Штокхаузена, на работы которого почтительно ссылаются как зарубежные, так и российские музыковеды. На исходе двадцатого столетия уже существовали многочисленные монографии, изданные в Германии, Англии, Франции, Испании, Португалии и Италии. Что же касается крупнейших из не так давно опубликованных исследований творчества композитора, то здесь необходимо отметить сборник эссе Гюнтера Петерса [Peters G. Holy Seriousness in the Play. Essays on the Music of Karlheinz Stockhausen. – Stockhausen-Stiftung für Music, 2003.] и книгу Ричарда Тупа [Toop R. Six lectures from the Stockhausen Courses Kürten 2002. – Stockhausen Foundation for Music, 2005.], составленную из шести лекций, прочитанных им на кюртенских Штокхаузен-Курсах в 2002 году.
     Помимо крупных исследований существует немало работ популяризирующего толка, значение которых в деле распространения и пропаганды произведений композитора трудно переоценить 1. Речь идет о статьях, публикуемых в периодических изданиях и сборниках, которые зачастую имеют музыкально-специализированную направленность. На такое издание – журнал «Мелос» – ссылается Н. Шахназарова в своей статье [Шахназарова Н.Г. «Авангард» в современной западной музыке. // Современное западное искусство: Идейные мотивы. Пути развития. – М.: Наука, 1971. – С. 275-315.]; из недавних публикаций назовем статью Джослина Годвина [www.aposition.org/musart3/godvin.htm], представленную в сборнике «Гносис и Герметизм от Античности до современности».
     Отечественное музыкознание обращается к фигуре Карлхайнца Штокхаузена в начале 1970-х годов. Его имя, в ряду современников – Э. Вареза, П. Булеза, Л. Берио, Л. Ноно, М. Кагеля – все чаще упоминается в работах таких авторов, как Г. Григорьева, М. Друскин, поднимающих общие вопросы современного музыкального искусства. В статье Н. Шахназаровой [Шахназарова Н.Г. «Авангард» в современной западной музыке. // Современное западное искусство: Идейные мотивы. Пути развития. – М.: Наука, 1971. – С. 275-315.], очевидно, впервые в советском музыкознании, предпринимается попытка дать хотя бы предварительные оценки значимости творчества композитора в ряду довольно многочисленных представителей европейского музыкального авангарда 50-х – 60-х годов ХХ века.
Несколько позже деятельность Штокхаузена, уже как одного из виднейших представителей музыкального искусства второй половины XX века, также освещались в трудах, охватывающих широкую проблематику. К таким работам относятся, например, книги Т. Чередниченко 2, коллективная монография Д. Житомирского, О. Леонтьевой, К. Мяло [Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. – М.: Музыка, 1989. – 303с.], монография С. Курбатской [Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 389 с.], учебное пособие С. Гончаренко [Гончаренко С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века: Учебное пособие для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. – Новосибирск, 1997.], различные публикации К. Зенкина 3.
     Не исключено, что импульс для более пристального знакомства российских музыкантов с некоторыми технологическими аспектами творчества Штокхаузена мог быть навеян появлением советского издания книги Ц. Когоутка [Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. – М.: Музыка, 1976.] в 1976 г. Последовавшие за этим изданием статьи Ал. В. Михайлова [Михайлов А. Мотивы музыкального авангардизма. Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество: Тенденции политизации в современном западном искусстве. – М.: Наука, 1978. – С. 66–83.] и С. Савенко 4 обнаруживают проявление устойчивого интереса к творчеству композитора. Прежде всего, в этих работах, наряду со стремлением обозначить актуальность и своеобразие деятельности Штокхаузена в контексте целостной картины послевоенного западного искусства, осуществляется намерение определить индивидуальную нишу композитора в современном музыкальном мире.
     Пожалуй, первое развернутое изучение различных аспектов деятельности Карлхайнца Штокхаузена в отечественном музыкознании предприняла профессор С. Савенко, опубликовавшая статьи в музыкальной периодике 5 и различных сборниках 6. В этих работах, в сравнении с предшествующим музыковедческим опытом «приближения» к фигуре композитора, значительно расширен круг проанализированных сочинений, а также очерчены основные вехи и направления деятельности Штокхаузена. В работах С. Савенко не остается без внимания и обширное теоретическое наследие композитора, его некоторые статьи по вопросам собственной композиторской техники были опубликованы в переводе Савенко 7.
     Со второй половины 1980-х гг. научный интерес отечественных музыковедов к творчеству Штокхаузена еще более возрастает, о чем свидетельствует появление диссертационных работ 8, посвященных разнообразным аспектам его художественной и музыкально-теоретической практики от истоков творчества композитора вплоть до оперного цикла СВЕТ (1977–2003).
     Визиты композитора в Москву (о первом из них уже было сказано в начале статьи, а второй не заставил себя долго ждать и состоялся уже спустя два года после первого посещения Штокхаузеном нашей страны) значительно стимулировали интерес к его персоне и творчеству в довольно широких кругах любителей музыки. Это обернулось выдвижением сразу нескольких молодых авторов, изучающих творчество композитора: в их ряду П. Поспелов и М. Чаплыгина, М. Просняков и др.
     В наши дни, когда значение творческой фигуры Штокхаузена в истории музыки невозможно переоценить, а его художественный авторитет не вызывает сомнений, изучение всесторонней деятельности этого автора выходит на новый этап, который обусловлен, прежде всего, развитием новейших медиа-технологий. Они открывают различные возможности для формирования и поддержания массового интереса к творчеству Штокхаузена. Получив широкое распространение, произведения композитора оказываются в обширной зоне проблематики, необычайно актуализировавшейся в среде молодых исследователей. Здесь и различные вопросы изучения музыкальной технологии автора: проблемы языка, инструментария, композиции, драматургии; здесь и вопросы содержания произведений Штокхаузена, их эстетической и исторической оценки. Изучению многогранного творчества Карлхайнца Штокхаузена еще только предстоит пережить свой расцвет.


1. Этой же цели служит и организация персональной страницы Штокхаузена в Интернете: www.stockhausen.org.
2. Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки. – М., 1983. – Вып. 5. – С. 255-295;
Чередниченко Т.В. Кризис общества – кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1987. – 187 с.;
Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке. – Москва, «Музыка», 1989. – 222 с.
3. Зенкин К. Культура в пространстве музыки // Жабинский К.А., Зенкин К.В. Музыка в пространстве культуры: Избранные статьи. – Ростов-на-Дону, 2003. – Вып. 2. – С. 37–102;
Зенкин К.В. Музыкальный смысл как энергия (energeia) // Музыкальное образование в XX веке: опыт и перспективы. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2007. – С. 55–74..
4. Савенко С. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной действительности: Проблемы критики. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. – С. 82–119;
Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. – Л.: Музыка, 1983. – Вып.5. – С. 96–112.
5. Cавенко С. «Назначение искусства – открывать нечто новое для людей…» // Музыкальная жизнь. – 2003. – №10. – С. 38–41;
Савенко С. Дышать воздухом иных планет // Советская музыка. – 1990. – № 10. – С. 58–65;
Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен: Я с удовольствием приехал бы вновь в Москву // Музыкальная Академия. – 1993. – № 3 – С. 51–55.
6. Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен // XXвек. Зарубежная музыка: Очерки, документы. – М.: Музыка, 1995.– Вып. 1. – С. 11–36;
Савенко С. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной действительности: Проблемы критики. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. – С. 82–119.
Савенко С. Немецкая музыка после второй мировой войны // XXвек. Зарубежная музыка: Очерки, документы. – М.: Музыка, 1995.– Вып. 1. – С. 4–10;
Савенко С. Послевоенный музыкальный авангард // Русская музыка и XX век. – М., 1997. – С. 407–432;
Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. – Л.: Музыка, 1983. – Вып.5. – С. 96–112.
7. Штокхаузен К. Изобретение и открытие (доклад о генезисе формы). Перевод С. Савенко // XXвек. Зарубежная музыка: Очерки, документы. – М.: Музыка, 1995.– Вып. 1. – С. 40–42;
Штокхаузен К. Мультиформульная музыка. Перевод С. Савенко. // XXвек. Зарубежная музыка: Очерки, документы. – М.: Музыка, 1995.– Вып. 1. – С. 46–47;
Штокхаузен К. Ситуация ремесла (Критерии «пуантилистической музыки»). Перевод С. Савенко // XXвек. Зарубежная музыка: Очерки, документы. – М.: Музыка, 1995.– Вып. 1. – С. 37–39;
Штокхаузен К. Электронная и инструментальная музыка. Перевод С. Савенко // XXвек. Зарубежная музыка: Очерки, документы. – М.: Музыка, 1995.– Вып. 1. – С. 39.
8. Цареградская Т. Критический анализ композиционных методов Булеза, Штокхаузена, Бэббита: К проблеме сравнительного анализа музыкального авангарда 50-х годов. – Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Вильнюс, 1988;
Тюлина С. Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке ( К.Штокхаузен, Д.Лигети: 1960-80 г.г.). – Автореф. дис. канд. искусствоведения. – М., 1995;
Мдивани Т. Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века (особенности эволюционного процесса). Автореф. дис. д-ра искусствоведения. – Минск, 2004. – 39 с.;
Предоляк А. Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX-XX веков: от Р. Вагнера к К. Штокхаузену. – Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2007.

 

Спонсор проекта: ОАО "Завод "Тамбовполимермаш" Спонсор проекта: ЗАО "Пигмент" Спонсор проекта: ОАО "Кондитерская фирма"ТАКФ"  Спонсор проекта: ВТБ24 Спонсор проекта: "ПИЛОТ" MUSIC SHOP
Информационная поддержка: Телекомпания ОЛИМП Информационная поддержка: Телекомпания ОЛИМП Информационная поддержка: Газета "Город на Цне" Информационная поддержка "Эхо Москвы"  Информационная поддержка:  Газета"Ровесник"

 

Использование материалов, опубликованных на сайте, только с разрешения авторов
Все права защищены © ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2010 г.